Руководство по ремонту двигателя ваз 21067

Схема системы управления двигателем автомобиля ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Схема системы управления двигателем автомобиля ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107:
1 — колодка диагностики двигателя;
2 — тахометр;
3 — контрольная лампа неисправности системы управления двигателем ваз;
4 — датчик положения дроссельной заслонки;
5 — корпус дроссельной заслонки;
6 — электровентилятор радиатора;
7 — реле электровентилятора;
8 — электронный блок управления;
9 — катушка (модуль) зажигания;
10 — датчик скорости автомобиля ваз;
11 — свеча зажигания;
12 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
13 — датчик положения коленчатого вала;
14 — реле электробензонасоса;
15 — топливный бак;
16 — электробензонасос;
17 — перепускной клапан;
18 — предохранительный клапан;
19 — гравитационный клапан;
20 — топливный фильтр;
21 — клапан продувки адсорбера;
22 — приемная труба;
23 — датчик концентрации кислорода;
24 — аккумуляторная батарея;
25 — выключатель (замок) зажигания;
26 — главное реле;
27 — форсунка;
28 — регулятор давления топлива;
29 — регулятор холостого хода;
30 — корпус воздушного фильтра;
31 — датчик массового расхода воздуха.

Расположение элементов системы управления двигателем ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Расположение элементов системы управления двигателем ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107:
1 — электронный блок управления, реле и предохранители (расположены под вещевым ящиком в салоне);
2 — датчик концентрации кислорода (расположен на приемной трубе);
3 — датчик скорости автомобиля ваз (расположен на коробке передач);
4 — клапан продувки адсорбера;
5 — датчик массового расхода воздуха;
6 — катушка зажигания;
7 — датчик положения коленчатого вала (расположен на крышке привода распределительного вала);
8 — датчик температуры охлаждающей жидкости (расположен в патрубке системы охлаждения);
9 — датчик положения дроссельной заслонки;
10 — жгут проводов системы управления.

Описание конструкции системы управления двигателем автомобиля ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

На автомобиле ВАЗ система управления двигателем с распределенным впрыском топлива — электронная. Она контролирует количество воздуха и топлива, поступающего в цилиндры двигателя автомобиля, включает и выключает топливный насос, управляет искрообразованием на свечах зажигания и корректирует угол опережения зажигания, регулирует частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, управляет вентилятором системы охлаждения двигателя.

Система управления двигателем ваз состоит из следующих элементов:
• электронный блок управления (ЭБУ);
• датчиков:
— положения коленчатого вала;
— положения дроссельной заслонки;
— концентрации кислорода;
— температуры охлаждающей жидкости;
— массового расхода воздуха;
— скорости автомобиля;
• исполнительных устройств:
— главного реле;
— реле топливного насоса;
— катушка зажигания;
— реле электровентилятора системы охлаждения;
— тахометра;
— контрольной лампы неисправности системы управления двигателем;
— регулятора холостого хода;
— клапана продувки адсорбера;
— форсунок;
• соединительных проводов;
• колодки диагностического разъема.

Контрольная лампа неисправности системы управления двигателем расположена на щитке приборов в блоке сигнализаторов. При включении зажигания на автомобиле ваз происходит тестирование исправности системы, при этом лампа загорается и гаснет после запуска двигателя. Включение лампы при работающем двигателе сигнализирует о необходимости проверки системы управления двигателем. На некоторых модификациях автомобилей ваз контрольная лампа может быть расположена на верхнем вкладыше панели радиоприемника.

Главный управляющий элемент системы — электронный блок управления (ЭБУ, или как часто его называют — контроллер), с встроенным микропроцессором.

Электронный блок управления (ЭБУ, или как часто его называют - контроллер)

Электронный блок управления ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

ПЗУ — память энергонезависимая (то есть информация в памяти сохраняется при отключении питания). В ПЗУ хранится программа вычислений и необходимые для расчета данные (параметры двигателя автомобиля ваз, передаточные отношения трансмиссии и другие характеристики). В процессе работы ЭБУ контролирует исправность всех элементов и цепей системы управления двигателем. Обнаружив неисправность, ЭБУ переводит систему управления двигателем на резервный режим работы и включает контрольную лампу неисправности двигателя.

Двигатель на автомобиле ваз при этом сможет продолжить работу (кроме случая неисправности датчика положения коленчатого вала, см. ниже), что позволяет доехать до места ремонта своим ходом. Коды обнаруженных неисправностей ЭБУ записывает в оперативную память (ОЗУ). Там же хранится оперативная информация, которую микропроцессор ЭБУ использует при расчетах. При отключении аккумуляторной батареи от бортовой сети автомобиля ваз вся информация, хранящаяся в ОЗУ, будет утеряна.

Электронный блок управления установлен в салоне автомобиля ваз под вещевым ящиком на кронштейне, прикрепленном к перегородке моторного отсека.

На автомобиле ваз установлена система управления двигателем на базе ЭБУ М7.9.7 под нормы токсичности ЕВРО II. На автомобилях ваз с двигателем 21067 установлен блок управления двигателем 21067-1411020-11/12, а на автомобилях ваз с двигателем 2104 установлен блок управления двигателем 2104-1411020-10.

Примечание
На части выпущенных автомобилей ваз установлены контроллеры ЭБУ M1.5.4 и Январь-5.1.3.

Датчик положения коленвала (ДПКВ)

Датчик положения коленвала (ДПКВ) предназначен для формирования сигналов, по которым ЭБУ синхронизирует свою работу с тактами рабочего процесса двигателя. Поэтому часто этот датчик положения коленвала называют датчиком синхронизации. На автомобиле ваз, датчик коленвала установлен в отверстии кронштейна крышки привода распределительного вала.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Датчик положения коленвала (ДПКВ)

Расположение датчика положения коленчатого вала ВАЗ

Расположение датчика положения коленчатого вала ВАЗ

Действие датчика коленвала основано на принципе индукции — при прохождении мимо сердечника датчика зубьев шкива коленчатого вала в цепи датчика возникают импульсы напряжения переменного тока. Частота появления импульсов соответствует частоте вращения коленчатого вала. Зубья расположены по окружности шкива на одинаковом расстоянии. Расстояние между двумя из них выполнено больше. Сделано это для формирования в цепи датчика коленвала опорных сигналов — своеобразных точек отсчета, относительно которых ЭБУ определяет положение коленвала. Работа двигателя автомобиля ваз с неисправным датчиком положения коленвала невозможна.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) пленочного типа установлен на автомобиле ваз на корпусе воздушного фильтра.
По сигналу датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), ЭБУ рассчитывает количество воздуха, поступающего во впускной коллектор трубопровод двигателя ваз. При неисправности ДМРВ электронный блок управления переводит систему автомобиля ваз на резервный режим работы.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) представляет собой переменный резистор, сопротивление которого зависит от угла поворота дроссельной заслонки.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Датчик положения дроссельной заслонки автомобиля ваз установлен на корпусе дроссельной заслонки и связан с ее осью. По сигналу ДПДЗ электронный блок управления определяет величину угла открытия дроссельной заслонки. При неисправности ДПДЗ электронный блок управления переводит систему автомобиля ваз на резервный режим работы.

Датчик концентрации кислорода

Датчик концентрации кислорода определяет содержание кислорода в отработавших газах и передает сигнал на ЭБУ.

Датчик концентрации кислорода

На автомобиле ваз датчик концентрации кислорода установлен в приемной трубе системы выпуска отработавших газов.

Расположение датчика концентрации кислорода на автомобиле ваз

По полученным от датчика концентрации кислорода данным ЭБУ корректирует количество топлива, впрыскиваемое форсунками в впускной коллектор трубопровода, тем самым поддерживая оптимальную пропорцию смеси воздуха с топливом, необходимую для эффективной работы каталитического нейтрализатора. Датчик концентрации кислорода начинает работать при прогреве его чувствительного элемента до температуры не ниже 360 °С. Для сокращения времени прогрева в датчик концентрации кислорода встроен нагревательный элемент.

ВНИМАНИЕ
Наличие в отработавших газах соединений свинца и кремния может вывести датчик концентрации кислорода из строя. Поэтому на автомобиле вазне допускается использование этилированного бензина (в нем присутствуют соединения свинца). При ремонте на автомобиле ваз двигателя нельзя также применять герметик с большим содержанием силикона (соединений кремния), испарения которого могут попасть через систему вентиляции картера в цилиндры и далее в систему выпуска отработавших газов. Следует использовать герметик, на упаковке которого изготовитель указывает, что герметик безопасен для датчика концентрации кислорода.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — полупроводниковый прибор — термистор, электрическое сопротивление которого меняется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

ДТОЖ установлен в резьбовом отверстии патрубка системы охлаждения двигателя автомобиля ваз.

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости ваз

По величине сопротивления датчика ЭБУ оценивает температурный режим двигателя автомобиля ваз. Полученные данные используются при расчете большинства управляющих команд системы управления двигателем, а также для включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.

При неисправности ДТОЖ электронный блок управления переводит систему автомобиля ваз на резервный режим работы.

Датчик скорости ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Принцип действия датчика скорости автомобиля ваз основан на эффекте Холла.

Датчик скорости ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Датчик скорости на автомобиле ваз закреплен на корпусе привода спидометра, который установлен на коробке передач. К датчику скорости крепится трос привода спидометра.

Расположение датчика скорости на автомобиле ваз

По импульсам, вырабатываемым датчиком скорости, ЭБУ рассчитывает скорость автомобиля ваз.

Колодка диагностического разъема ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Колодка диагностического разъема предназначена для подключения внешнего диагностического устройства (типа ДСТ-2М) к системе управления двигателем. Колодка диагностики А установлена на одном кронштейне с блоком предохранителей и реле Б на передней панели под вещевым ящиком.

Расположение колодки диагностического разъема реле и предохранителей на автомобиле ваз

Цепи системы управления двигателем защищены плавкими предохранителями флажкового типа 7,5 А и 15 А.

Предохранители и реле системы управления двигателем автомобиля ваз

Предохранители и реле системы управления двигателем автомобиля ваз:
F1 — предохранитель цепи главного реле (7,5А);
F2 — предохранитель ЭБУ (7,5А);
F3 — предохранитель цепи электробензонасоса (15A);
R1 — главное реле;
R2 — реле топливного насоса;
RЗ — реле электровентилятора.

Примечание
На автомобилях ваз 2107 с ЭБУ M1.5.4N и Январь-5.1.3 установлены предохранители F1 и F2 номиналом 15А.

Катушка зажигания ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Катушка зажигания на автомобиле ваз установлена с левой стороны блока цилиндров на кронштейне. Катушка зажигания представляет собой объединенные в один неразборный блок два высоковольтных трансформатора. Выводы вторичной обмотки одной катушки зажигания соединены высоковольтными проводами со свечами 1-го и 4-го цилиндров, другой — со свечами 2-го и 3-го цилиндров. Номера цилиндров, со свечами которых соединяются выводы катушки зажигания, нанесены рядом с выводами.

Читайте также:  Ремонт редуктора ваз 2101 ремонт

Катушка зажигания ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107

Электрические импульсы высокого напряжения от катушки зажигания подаются одновременно на свечи двух цилиндров: на одну — в конце такта сжатия, где происходит воспламенение рабочей смеси, а на другую — в конце такта выпуска (свеча срабатывает вхолостую).
На автомобилях ваз с ЭБУ M1.5.4N и Январь — 5.1.3 вместо катушки зажигания установлен модуль зажигания. Он объединяет в себе две катушки зажигания и два управляющих катушками зажигания электронных блока.

Довольно удачной разработкой отечественного автопрома стал двигатель ВАЗ 2107, который предусматривал 1690 кубических сантиметров рабочего объема. Такие характеристики позволяют силовому агрегату развивать максимальную мощность в 79 лошадиных сил. При этом пиковый крутящий момент мотора составляет 127 Нм при 3200 оборотах в минуту.

Инжекторный двигатель ВАЗ 2107 был несколько переработан производителями, поскольку они добавили туда моновпрыск топлива. Благодаря этому решению рядный четырехцилиндровый мотор начал работать намного лучше, а проблемы с ним возникали куда реже.

Мотор ВАЗ 2107

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1690
Максимальная мощность, л.с. 79
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 127 (13) / 3200
Используемое топливо Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 6.9
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе моновпрыск
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 79 (58) / 5200
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

Двигатель ВАЗ 2107 с инжектором предусматривал блок цилиндров из качественного чугуна. В нем все 4 цилиндра располагаются в один ряд. Масса блока довольно большая, поскольку он является самой тяжелой частью конструкции, так как изготовлен из чугуна.

Двигатель ВАЗ 2107 с карбюратором также производился, и ничем от своего собрата на инжекторе он не отличался. Коленчатый вал также выливался из чугуна, а размещается он на пяти опорах, которые известны среди людей как шейки. Шейки проходят закалку током высокой частоты, а коленвал обрабатывается с большой точностью.

Шатуны — это детали, которые испытывают в конструкции максимальные нагрузки, поэтому для их производства использовалась кованая сталь. В двигателе размещается 4 шатуна — по одному в каждый цилиндр. Внутри размещаются поршневые пальцы, которые установлены с завода. Маркировка на этих деталях соответствует цилиндрам, поскольку между собой поменять местами их нельзя.

Рабочий объем двигателя ВАЗ 2107 также достигается благодаря тому, что его поршни отливаются из легкого алюминия, как и головка блока цилиндров. Чтобы поршни лучше контактировали со стенками цилиндров, на наружные поверхности наносится слой олова.

Газораспределительный механизм приводится в движение с помощью цепи. Вместе с ним работает успокоитель и натяжитель, которые производители использовали для более тихой работы силового агрегата. Но на практике этого практически не замечается.

Номер двигателя ВАЗ 2107 также как и на большинстве классических моделей от отечественных производителей, размещается возле масляного фильтра. Это своеобразная маркировочная табличка, которую очень трудно перепутать с другими данными, а найти сравнительно просто.

Преимущества

Вот с чем с чем, а с положительными качествами у отечественных моторов постоянно возникают проблемы. Но несмотря на это, преимущества у таких двигателей все-таки существуют, поэтому их и используют на автомобилях даже сегодня. Основными положительными качествами являются следующие:

  • Ремонт двигателя ВАЗ 2107 осуществляется очень просто. Его конструктивные особенности предусматривают то, что даже откапиталить мотор не составит особого труда. Стенки цилиндров имеют достаточную толщину, позволяющую растачивать двигатель далеко не один раз.
  • Простота в обслуживании. Максимально простая конструкция мотора предусматривает то, что его можно подчинить практически от любой поломки без особого труда. Владельцы таких автомобилей возят с собой только минимальный набор инструментов.
  • Обороты мотора ВАЗ 2107 распределены таким образом, что автомобиль с ним под капотом получился достаточно тяговитым.
  • Ресурс двигателя — вот его главное преимущество. На практике таким моторы могут проехать больше 200 тысяч километров без необходимости капитального ремонта. Только для того, чтобы достичь подобных показателей необходимо правильно обслуживать силовой агрегат.

Проблемы

Вот с частыми поломками у автомобилей с такими моторами под капотом проблем хватает. Нельзя забывать о том, что двигатель сконструирован советскими инженерами, поэтому уязвимые места в нем превосходят по своему количеству положительные качества. Самые частые поломки мотора заключаются в следующем:

  • Часто случается так, что троит двигатель ВАЗ 2107. Это распространенная поломка, которая связана с тем, что элементы питания выходят из строя. Тут стоит обратить внимание не только на зажигание и его компоненты, но еще и посмотреть на топливный насос.
  • Мощность двигателя ВАЗ 2107 может существенно упасть, и это очень сильно ощущается, поскольку автомобиль перестает нормально разгонятся. Это первый звонок к тому, что необходимо отрегулировать клапана, поскольку гидрокомпенсаторов в системе не предусмотрено.
  • Часто масло в двигатель ВАЗ 2107 приходится подливать. Тут уже все выглядит куда печальнее, поскольку это сигнал к тому, что мотору постепенно приходит конец. Стоит готовится морально и финансово к тому, что придется делать капитальный ремонт.
  • Температура двигателя ВАЗ 2107 может не достигать рабочих показателей или автомобиль начинает быстро перегреваться. Тут все просто — как правило, причиной такого явления является то, что термостат заклинивает на большой или малый круг соответсвенно.

Техническое обслуживание

Для того, чтобы получить беспроблемную эксплуатацию, а также гарантировать себе то, что двигатель проработает максимально долго, нужно качественно его обслуживать. Благо дело, что сделать это достаточно просто, поскольку обслуживание можно провести даже в гараже. Многие задаются вопросом о том, сколько масла в двигателе ВАЗ 2107, и ответ тут достаточно прост — блок рассчитан на 3.75 литра, но во время замены заливать нужно 3.5.

Регулировать клапана на таком моторе нужно спустя каждые 10 тысяч километров. Но как показывает практика, владельцы машин с таким силовым агрегатом под капотом делают это только тогда, когда машина перестает ехать. Бензиновый фильтр нужно менять через каждые 15 тысяч километров. Цепь натягивается каждые 40 тысяч километров, а подлежит замене после 100 тысяч пробега.

Расход

Этот мотор проектировался инженерами под топливо низкого качества, поэтому отечественный 92-й бензин будет оптимальным решением. Во время движения в смешанном цикле стоит рассчитывать на расход в 7 литров топлива на каждые 100 км.

Куда устанавливался

Этот силовой агрегат, несмотря на своё название, нашел место под капотом только одного автомобиля — ВАЗ 2104. Это тот самый универсал, который выпускался Волжским автомобильным заводом с 1994 по 1997 годы.

Интересным решением от советских производителей стал двигатель ВАЗ 21067, который являлся немного доработанной версией своего предшественника. Этот силовой агрегат выдавал до 82 лошадиных силы на 5600 оборотах мотора в минуту. Пиковый крутящий момент достигался на 3500 оборотах и составлял 122 Нм.

Двигатель ВАЗ 21067 инжектор стал интересным для покупателей, поскольку в нем полностью пересмотрели систему питания. Теперь, злополучный карбюратор, вызывающий огромное количество проблем, больше не был необходим.

Мотор ВАЗ 21067

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1568
Максимальная мощность, л.с. 74 — 82
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 116 (12) / 3000
116 (12) / 3650
122 (12) / 3500
Используемое топливо Бензин АИ-95
Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 8.8 — 9.8
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе Инжектор
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 74 (54) / 5300
75 (55) / 5400
82 (60) / 5600
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

Технические характеристики двигателя ВАЗ 21067 удалось получить благодаря тому, что инженеры провели доработку и усовершенствование модели 2106. В первую очередь доработкам поддалась система питания силового агрегата, которая предусматривала распределенный впрыск топлива. В конкретном случае применялась система от мотора 2104, которая ранее проявила себя довольно хорошо.

Силовой агрегат получился достаточно мощным, благодаря тому, что он оснащен четырьмя цилиндрами, которые в совокупности дают рабочий объем в 1570 кубических сантиметров. При этом производителям удалось достичь веса всего в 121 килограмм.

Блок ВАЗ 21067, также как и его предшественник, был создан на основе более ранней модели мотора ВАЗ 2103. Основным изменением стало то, что диаметр каждого из цилиндров стал уменьшенным, что привело к достижению мощности в 74.5 лошадиных силы. Но такое решение в комбинации с увеличением хода поршня позволило достигать максимальных показателей при оборотах мотора в 5400.

Переделки привели к тому, что появилась новая модель силового агрегата. Помимо всего прочего, мотор начали оснащать доработанной прокладкой головки блока цилиндров из более качественных материалов.

Номер двигателя ВАЗ 21067 располагается также как и на его предшествующей модели. Тут все по классике для отечественных решений — панель с маркировкой располагается на нижней коробке воздухопритока.

Преимущества

Двигатель был достаточно переработан, поэтому в сравнении со своими предшественниками он получил большое количество преимуществ. Но большинство из них оказались классическими для отечественных моделей:

  • Устройство и ремонт двигателя ВАЗ 21067 по-прежнему оставались достаточно простыми, поэтому пригодность к ремонту очень большая. Приобрести любые детали можно практически во всех магазинах, а даже капитальный ремонт без особых проблем можно осуществить в обычном гараже.
  • В моторе появился инжектор. Инжекторный двигатель ВАЗ 21067, в отличие от своих предшественников, не нуждался в постоянном контроле в виде настройки зажигания, регулировки жиклеров и их чистки. Использование такой системы питания позволило немного уменьшить расход, а также достичь стабильной работы.
  • Появился ЭБУ ВАЗ 21067 Январь 7.2, который можно без особых проблем диагностировать с помощью адаптера k-line adapter VAG. Но на данный момент друзья из поднебесной сделали ELM, который без проблем справляется с поставленными задачами практически на всех моделях ВАЗ.
Читайте также:  Ремонт рулевого управления ваз 2107 дипломная

Проблемы

Но не только плюсами славится ДВС ВАЗ 21067, а еще и недостатками, которые в целом характерны для большинства силовых агрегатов от отечественных производителей. Это классические проблемы, среди которых основными являются:

  • Отсутствие гидравлических компенсаторов, что предусматривает необходимость частой регулировки тепловых зазоров клапанов (каждые 10 тысяч километров). Как правило, сигналом к необходимости этой процедуры является шумность двигателя.
  • Распределительный вал изнашивается очень быстро. Это связано с недостатком конструкции системы смазки, поэтому распредвал — самое слабое место в моторе. На холостом ходу требуемое давление масла отсутствует, что очень хорошо проявляется. Для того, чтобы ресурс мотора был больше, необходимо заливать только качественное масло, а также менять его в соответствии с регламентом.
  • Система охлаждения осталась от старого мотора. Это серьезная проблема, поскольку моторы с инжектором предусматривают более бедную смесь, что приводит к тому, что двигатель греется сильнее. Поэтому во время передвижения когда на улице тепло, вентилятор системы охлаждения начинает работать очень часто. Это влечет за собой, что подшипник вентилятора быстро выходит из строя.
  • Большой расход. Несмотря на все попытки отечественных инженеров уменьшить эти показатели, старая конструкция давала о себе знать. В зимнее время года мотор может потреблять до 15 литров бензина на 100 километров.
  • Проблемы с навесным оборудованием. Хоть и сам мотор имеет достаточно большой ресурс, навесное оборудование не отличается особым качеством, поэтому оно нередко создает проблемы.
  • Мозги ВАЗ 21067 могут попросту сгореть. Это частая проблема, особенно для первых двигателей, так как производители только обкатывали на них конструкцию электронного блока управления.

Техническое обслуживание

Обслуживать двигатель нужно также как и другие модели классических силовых агрегатов. Тут все достаточно просто, поэтому большинство владельцев не сталкиваются с проблемами. Для корректной работы нужно менять ремень привода газораспределительного механизма раз в 40 тысяч пробега.

Смазывающая жидкость подлежит замене раз в 10 тысяч километров. Блок рассчитан на вместимость в 3.75 литра, но во время замены часть старой смазки остается внутри, поэтому туда рекомендуется заливать всего 3.5 литра.

Бензиновый и воздушный фильтр регламентируется заменять каждые 20 тысяч километров. Но тут уже необходимо смотреть по условиях эксплуатации, поскольку если мотор работает в сельской местности, где много пыли, то срок замены воздушного фильтрующего элемента существенно сокращается.

Клапана регулируются после пробега в 10 тысяч километров. Но как показывает практика, этот срок может существенно уменьшиться в случае использования плохого горючего, либо смазывающих жидкостей низкого качества.

Расход

По заявлениям производителей этот двигатель потребляет порядка 9 литров на 100 километров в смешанном цикле движения. Но тут производители несколько приврали, поскольку на практике замечается расход около 13 литров качественного бензина на 100 км.

Модификации

Инженеры компании ВАЗ постарались на славу когда разработали этот силовой агрегат, но они не стали на этом останавливаться, поэтому дорабатывали его постоянно. С того момента появилось две модификации мотора:

  • ВАЗ-21067-10 — это специальная модификация силового агрегата, которая разрабатывалась специально для модели ВАЗ 21074-20. Основными отличиями от стандартной модели являлось уменьшение рабочего объема до 1451 кубических сантиметра. Мощность мотора достигала 71 лошадиную силу, а крутящий момент был равен 112 Нм.
  • ВАЗ-21067-20 — мощность этого двигателя составляет 74 лошадиных силы, а крутящий момент равен 120 Нм, и его разрабатывали специально для установки на автомобиль ВАЗ 21074-30. Изменения коснулись диаметра цилиндра, который теперь составлял 82 миллиметров, а ход поршня был равен 75 миллиметров. Ключевое отличие мотора заключалось в более чистом выхлопе, что соответствовало стандарту Euro 3.

Тюнинг

Вот в этом аспекте двигатель оказался довольно интересным, поскольку вариантов его доработок в гаражных условиях очень много. Классическое планирование головки блока цилиндров всего на миллиметр для поднятия степени сжатия в комбинации с удалением катализатора позволяют снизить расход, а также поднять его максимальную мощность. Только придется обратиться к специалистам для того, чтобы они установили новое программное обеспечение на блок управления. Но на таком моторе уже рекомендуется использовать 95-й бензин. С такими решениями во время передвижения по трассе со средней скоростью в 100 километров в час, двигатель потребляет около 7 литров.

Куда устанавливался

Несмотря на то, что основной двигатель проектировался под другие автомобили, этот силовой агрегат нашел место под капотом только трех отечественных моделей. Это можно назвать отдельным семейством классики. Двигатель приводил в движение модели: ВАЗ 2104, 2105 и 2107. Интересным является тот факт, что этот мотор считается самым удачным в этих моделях.

Проверенный временем силовой агрегат ВАЗ-11189 уже стал не совсем актуальным, поскольку не соответствовал нормам выбросов вредных веществ в атмосферу, а также был маломощным для потребителей того времени. Поэтому инженеры из Тольятти решили разработать новый двигатель ВАЗ 11182.

Этот мотор разрабатывался специально для установки под капот новых моделей автомобилей от АвтоВАЗа, поэтому должен был соответствовать все современным требованиям. Инженеры приложили немало усилий для того, чтобы у них получился достаточно хороший мотор.

Двигатель ВАЗ-11182

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1596
Максимальная мощность, л.с. 90
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 140 (14) / 3800
143 (15) / 3800
Используемое топливо Бензин АИ-95
Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 6.8 — 7.5
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе распределенный впрыск топлива
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 90 (66) / 5000
90 (66) / 5100
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

Январь 2021 года был ознаменован тем, что широкой общественности был представлен новый силовой агрегат. Впервые он появился под капотом автомобиля Лада Ларгус FL. В последующем он стал устанавливаться в базовую модификацию модели Ларгуса в кузовном исполнении универсал и фургон. В мае 2021 года этот силовой агрегат начали размещать в качестве основного для Лада Гранта.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 11182 по классике были обусловлены тем, что он сделан в классическом четырехцилиндровом исполнении. Рабочий объем атмосферного мотора составлял 1.6 литра, а его максимальная мощность достигала показателей в 90 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент был равен 143 Нм.

Блок цилиндров силового агрегата остался без изменений, поскольку классически изготавливался из чугуна. Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ 11182 получила довольно большое количество изменений. В качестве основных доработок можно отметить изменение рубашки охлаждения, каналов впуска и выпуска, а также оптимизация камеры сгорания.

В предыдущей модификации камера сгорания была сформирована исключительно конструкцией головки, но в этом варианте её продолжение заключается в днище поршней. Это привело к тому, что удалось получить лучшие условия для образования смеси воздуха с топливом. Такое решение потащило за собой повышенную степень сжатия и изменение углов опережения зажигания.

Для изготовления поршней в привычном исполнении применялся алюминий. Использовалось одно маслосъемное кольцо и два компрессионных. Стоит уделить внимание тому, что первое стало состоять из трех компонентов. В результате данной доработки инженерам удалось достичь снижение масляного угара в два раза. Помимо этого обновленная конструкция поршня дала возможность расширить жаровой пояс.

Это решение позволило достичь того, что кольца стали работать в более приемлемом режиме температуры. Самое интересное, что во время обрыва ремня привода газораспределительного механизма не происходит контакта клапанов с поршнями. Мотор в таком случае просто заглохнет.

В конструкции начали применять новый распределительный вал, который имел вес на 500 грамм меньше. Помимо массы изменения были внесены и в геометрию кулачков. В старом варианте рабочая часть составляла 15.3 миллиметра, а в современном моторе она ровна 11 мм.

Затылки кулачков ранее были равны 17.7 миллиметров, но сейчас этот показатель был уменьшен до 6 миллиметров. В результате такое доработки удалось достичь лучшей посадки клапана в седло, что положительно сказалось на уровне шума во время работы ГРМ.

Конструкция клапанов также была доработана, поскольку длина штока была изменена до 5 миллиметров. Седло клапанов также ранее было 9 миллиметров, а теперь стало 6 мм. Толкатели клапанов также получили новую конструкцию. В предыдущей модификации применялась регулировочная шайба с двумя пружинами.

В новой версии двигателя использована только одна пружина, а регулировочная шайба была исключена из конструкции. Во время регулировки тепловых зазоров клапанов теперь придется менять толкатели, что не является выгодным решением, поскольку шайбы стоили совсем недорого.

Но такое решение также дало и определенные преимущества, поскольку регулировать тепловые зазоры теперь нужно после прохождения 90 тысяч километров. На предыдущей модификации силового агрегата это приходилось делать в два раза чаще.

Читайте также:  Ремонт рулевого управления ваз 2108

Довольно больших изменений потерпел коленвал двигателя ВАЗ 11182. Количество противовесов было уменьшено производителями. Также изменениям поддались и ширина вместе с диаметром шатунных шеек вала, которые были уменьшены.

Преимущества

С самого начала продаж стало понятно, что этот силовой агрегат отличается особой надежностью и вызывает у владельцев автомобилей с ним под капотом достаточно положительных отзывов. Основными преимуществами, которые удалось отметить за столь небольшой срок эксплуатации силового агрегата являются следующие:

  • Несмотря на то, что ресурс двигателя ВАЗ 11182 по данным производителей составляет порядка 150 тысяч километров, мотор уже во многих случаях прошел больше данного показателя. Если мотор нормально обслуживать, то он может пройти больше 300 тысяч километров.
  • Многие задаются вопросом о том, гнет ли клапана двигатель ВАЗ 11182. И это его главное преимущество перед своим предшественником, поскольку в случае обрыва ремня газораспределительного механизма контакта поршней с клапанами не происходит.
  • Потенциал для тюнинга. Производители закладывали большой запас прочности в элементы силового агрегата, поэтому есть огромный потенциал для того, чтобы получить увеличение его мощности. Даже без необходимости замены силовых элементов мотор будет работать без ущерба ресурсу.

Проблемы

Несмотря на все положительные качества, силовой агрегат получил достаточно большое количество распространенных проблем. Но несмотря на достаточно небольшой временной отрезок с момента его производства, они уже дали о себе знать:

  • Регулировка клапанов двигателя ВАЗ 11182 уже не является классической задачей, поскольку конструкция была изменена, и теперь шайбы больше не нужны, а придется менять толкатель. Это достаточно дорогое занятие, с которым придется сталкиваться довольно часто.
  • Датчики. Несмотря на то, что силовой агрегат был несколько переработан и в нем исключили практически все проблемные места, качество изготовления комплектующих по-прежнему оставляет желать лучшего. Большинство датчиков отказывают очень часто.
  • Течь масла. Прокладки, используемые в конструкции силового агрегата, также изготавливаются из низкокачественных материалов, поэтому нередки случаи, когда даже на относительно новых моторах можно столкнуться с проблемой течи масла или антифриза.
  • Система зажигания. Катушки и свечи зажигания также имеют достаточно большое количество негативных отзывов, поэтому если автомобиль начинает троить, то стоит обратить внимание на элементы данной системы. Как правило, из строя выходят катушки.

Техническое обслуживание

Отзывы автовладельцев о двигателе ВАЗ 11182 говорят о том, что для повышения ресурса силового агрегата требуется своевременное техническое обслуживание. Раз в 15 тысяч километров требуется менять масло в моторе, но при емкости мотора в 4.5 литра потребуется порядка 4.1 литра для его замены.

Заявленный ресурс ремня ГРМ составляет около 160 тысяч километров, но стоит обратится в сервис для его замены спустя 100 тысяч километров. Понятно, что практически никто этого не делает, поскольку клана не гнет, но далеко не всем хочется, чтобы неприятность встретила их в дороге.

Расход

С потреблением топлива инженеры АвтоВАЗа справились на отлично, поскольку в городском режиме силовой агрегат потребляет около 9.8 литров бензина на 100 километров. Во время движения по трассе потребуется порядка 6.2 литров бензина АИ-92 на 100 км. В смешанном цикле по заявлениям производителей мотор кушает около 7.5 литров.

Куда устанавливался

Большинство новых моделей от Волжского Автомобильного Завода были оснащены данным силовым агрегатом, в их числе можно отметить такие автомобили как Лада Гранта, Лада Гранта Кросс и Лада Ларгус.

Продольный разрез двигателя

Продольный разрез двигателя

Поперечный разрез двигателя

Поперечный разрез двигателя

В зависимости от модификации на автомобиль ВАЗ-2107 может быть установлен один из четырех двигателей: 2103, 2104 (объемом 1,5 л) или 2106, 21067 (объемом 1,6 л).

Двигатель автомобиля — бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Двигатели 2103 и 2106 — карбюраторные, а двигатели 2104 и 21067 — с распределенным впрыском топлива.

Двигатель 2104 создан на базе двигателя 2103, поэтому блок цилиндров, шатунно-поршневая группа, привод газораспределительного механизма и коленчатый вал имеют одинаковую конструкцию и размеры.

Двигатель 21067 создан на базе двигателя 2106. Так как двигатели 21067 и 2104 имеют разные диаметры цилиндров, то и поршни с кольцами соответственно не взаимозаменяемы. Детали привода газораспределительного механизма и коленчатые валы этих двигателей идентичны.

На крышке привода распределительного вала инжекторных двигателей выполнены кронштейны для установки датчика положения коленчатого вала.

Двигатели автомобилей ВАЗ-2107, оснащенные системой впрыска, соответствуют нормам токсичности отработавших газов ЕВРО II. Распределенный впрыск топлива с системой улавливания паров топлива и каталитическим нейтрализатором позволяет понизить расход топлива и облегчить запуск двигателя на автомобиле ВАЗ-2107 в холодную погоду.

Система зажигания двигателей 2104 и 21067 включена в систему управления. Функции распределителя зажигания на автомобиле ВАЗ-2107 выполняет электронный блок управления двигателем.

Блок цилиндров — отлит из высокопрочного чугуна. Цилиндры двигателя растачиваются в блоке и хонингуются. По диаметру цилиндры подразделяются на 5 классов через 0,01 мм и маркируются на нижней плоскости блока буквами А, В, С, D и Е. Цилиндры расположены вертикально в один ряд.

Шатун — стальной, кованый. Нижняя головка шатуна разъемная, и в ней устанавливаются шатунные вкладыши. Отверстие в нижней головке шатуна обрабатывается совместно с крышкой, поэтому крышки — невзаимозаменяемые. Для того чтобы не перепутать крышки шатунов, на боковых сторонах шатунов и крышек нанесены номера цилиндров, в которые они устанавливаются.

В верхнюю головку шатуна запрессован поршневой палец, который свободно вращается в бобышках поршня.

Поршни — отлиты из алюминиевого сплава, а их наружная поверхность (для улучшения прирабатываемости к стенкам цилиндра) покрыта слоем олова. Юбка поршня (для компенсации неравномерного теплового расширения) имеет сложную геометрическую форму: по высоте юбка поршня — коническая, а в поперечном сечении — овальная. Поэтому измерять диаметр поршня следует в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 52,4 мм от днища поршня.

Ось отверстия под поршневой палец смещена вправо от оси симметрии поршня. В канавках поршней установлены поршневые кольца, изготовленные из специального чугуна. Ближе к днищу поршня расположены два компрессионных кольца, а к юбке — одно маслосъемное кольцо. Верхнее компрессионное кольцо имеет выпуклую рабочую поверхность, покрытую пористым хромом, а нижнее — фосфатированное, скребкового типа. Маслосъемное кольцо — двухкомпонентное: состоит из кольца и расширителя. Рабочая поверхность маслосъемного кольца хромирована.

Головка блока цилиндров двигателя автомобиля — отлита из алюминиевого сплава и крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Между головкой и блоком цилиндров устанавливается прокладка из безусадочного материала. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов, изготовленные из чугуна. Сверху на направляющие втулки клапанов напрессованы маслоотражательные колпачки, которые необходимы для уменьшения поступления масла в камеру сгорания через зазоры между стержнем и направляющей втулкой. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали и приводятся в действие (через рычаги) распределительным валом, вращающимся в алюминиевом корпусе подшипников.

Распределительный вал — пятиопорный, восьмикулачковый, отлит из чугуна. От осевого перемещения распределительный вал удерживается опорным фланцем. На переднем торце распределительного вала установлена ведомая звездочка. Привод распределительного вала и валика вспомогательных агрегатов осуществляется от ведущей звездочки коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Привод снабжен успокоителем и натяжителем цепи с башмаком.

Маховик установлен на заднем торце коленчатого вала и крепится к нему шестью болтами. Маховик — чугунный, с напрессованным зубчатым венцом, необходимым для пуска двигателя стартером. При сборке нового двигателя маховик балансируется вместе с коленчатым валом.

карбюраторный двигатель автомобиля ВАЗ-2107

Карбюраторный двигатель автомобиля ВАЗ-2107

1 — шкив коленчатого вала; 2 — генератор; 3 — насос охлаждающей жидкости; 4 — термостат; 5 — карбюратор; 6 — воздухозаборник; 7 — терморегулятор; 8 — корпус воздушного фильтра; 9 — пробка маслозаливной горловины; 10 — крышка головки блока цилиндров; 11 — распределитель зажигания; 12 — головка блока цилиндров; 13 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 14 — блок цилиндров; 15 — маслоотделитель системы вентиляции картера; 16 — датчик давления масла; 17 — маховик; 18 — топливный насос; 19 — крышка привода распределительного вала; 20 — масляный фильтр; 21 — поддон картера двигателя

Инжекторный двигатель автомобиля ВАЗ-2107

Инжекторный двигатель автомобиля ВАЗ-2107

1 — шкив коленчатого вала; 2 — датчик положения коленчатого вала; 3 — крышка привода распределительного вала; 4 — генератор; 5 — насос охлаждающей жидкости; 6 — термостат; 7 — натяжитель цепи; 8 — регулятор холостого хода; 9 — топливная рампа; 10 — датчик положения дроссельной заслонки; 11 — корпус дроссельной заслонки; 12 — ресивер; 13 — подводящая топливная трубка; 14 — пробка заливной горловины; 15 — сливная топливная трубка; 16 — крышка головки блока цилиндров; 17 — указатель уровня масла (щуп); 18 — головка блока цилиндров; 19 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 20 — блок цилиндров; 21 — датчик давления масла; 22 — маховик; 23 — катушка (модуль) зажигания; 24 — кронштейн опоры двигателя; 25 — масляный фильтр; 26 — поддон картера двигателя

Similar Posts:

Adblock
detector