Маркировка двигателей ваз 2103

Для очередной новой модели Лада 2106 создан индивидуальный силовой агрегат. Разработка имела успех, и двигатель позднее устанавливался на другие автомобили ВАЗа.

Описание

Для новой модели Лада 2106 разработан и внедрен в производство силовой агрегат, получивший обозначение как ВАЗ-2106. Производился на площадях АвтоВАЗа с 1976 по 2016 год. За все годы производства неоднократно модернизировался.

Конструктивно новый мотор повторяет известный ВАЗ-2103. Основное отличие заключается в увеличенном диаметре цилиндров, что способствовало повышению рабочего объема и, как результат, мощности.

ВАЗ-2106 представляет собой бензиновый рядный карбюраторный четырехцилиндровый атмосферник объемом 1,6 литра, мощностью 75 л. с и крутящим моментом 104 Нм.

ВАЗ-2106

Устанавливался на автомобили ВАЗ:

  • 2106 (1976-2005);
  • 2105 (2005-2011);
  • 2107 (1982-2012).

Дополнительно, этот двигатель можно встретить под капотом ВАЗ-2103 и ВАЗ-2121.

Блок цилиндров чугунный, не гильзованный, идентичен ВАЗ-2103. Рабочий объем увеличен за счет расточки цилиндров до 79 мм.

Поршни алюминиевые, изготовлены по традиционной схеме. Для повышения антифрикционных свойств рабочие поверхности покрыты оловом. Имеют три кольца, два из которых компрессионные, одно маслосъемное.

Шатун стальной, кованый.

Коленвал взят с мотора ВАЗ-2103. Рекомендуется вместо него устанавливать коленчатый вал 21213, обладающий улучшенными динамическими характеристиками.

ГБЦ из алюминиевого сплава. По всем параметрам аналогична головке ВАЗ-2103.

Привод ГРМ цепной, передаточное звено – двухрядная роликовая цепь. Особенность обновленных версий заключается в оснащении ее автоматическим натяжителем.

Схема привода ГРМ ВАЗ-2106

Гидрокомпенсаторы конструкцией ДВС не предусмотрены, поэтому тепловой зазор клапанов приходится регулировать вручную гайками с помощью щупа.

Зажигание осталось традиционным. Рекомендуемые марки свечей — А17-ДВР, FE65CPR, А17ДВ-10. Прерыватель-распределитель укомплектован вакуумным регулятором опережения зажигания, работает в паре с катушкой Б-117А. Мощность генератора (Г221) 42 А.

Технические характеристики

*без потери ресурса 80 л. с

Особенности двигателя ВАЗ-21067, ВАЗ-21067-10, ВАЗ-214067-20

Двигатель ВАЗ-21067 является усовершенствованной версией ВАЗ-2106. Основное отличие от базовой модели заключается в замене карбюратора на инжектор.

Ваз 21067

Устанавливался на автомобили Лада 2105 и 2107 последних годов выпуска.

Мотор практически полностью повторил конструкцию ВАЗ-2106. Усовершенствование системы питания топливом дало автолюбителям не только плюсы, но и минусы.

Крутящий момент повышен до 116 Нм. Благодаря этому мотор стал более приемистым. Остальные технические характеристики аналогичны параметрам базовой модели.

Инжектор существенно облегчил эксплуатацию мотора. Отпала необходимость в множественных регулировках карбюратора, выставлении зажигания, облегчен запуск двигателя при низких температурах. Работа агрегата стала более стабильной. Выхлоп стал соответствовать экологическим нормам Euro 2.

В то же время повысилась вероятность перегрева. Система охлаждения двигателя осталась без изменений, что оказалось конструкторской недоработкой. ДВС с распределенным впрыском топлива требует более интенсивного охлаждения в сравнении с карбюраторным.

Автовладельцы ощущают это по часто включаемому вентилятору. Именно в этом узле и может произойти поломка, потому как подшипник вентилятора является довольно слабым звеном.

Еще один серьезный недостаток у мотора заключается в низком ресурсе некоторых узлов и деталей. Например, срок службы ремня привода водяного насоса лежит в пределах 40-70 тыс. км. Примерно столько же выдерживают подшипники самой помпы.

В целом ВАЗ-21067 получился не плохим двигателем, но с существенными недоработками, обусловленными низким качеством комплектующих.

На модификацию автомобиля ВАЗ 21074-20 устанавливался двигатель ВАЗ-21067-10. Коренные отличия от базовой модели состояли в уменьшенном рабочем объеме до 1451 см³ и крутящем моменте до 112 Нм. При этом мощность агрегата составляла 71 л. с.

Двигатель ВАЗ-21067-20 с объемом 1568 см³, мощностью 74 л. с и крутящем моменте 120 Нм ставился на автомобиль ВАЗ 21074-30. Диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 75 мм.

Двигатель ВАЗ-21067-20 отличался от ВАЗ-21067-10 более чистым выхлопом, соответствующим стандарту Euro 3.

Надежность, слабые места, ремонтопригодность

Надежность

Надежность ВАЗ-2106 сомнений не вызывает. Двигатель действительно долговечный и надежный. Многочисленные положительные отзывы автовладельцев подтверждают сказанное.

Есть, конечно, и отрицательные отзывы. Но в них авторы сами соглашаются, что с их стороны должного ухода за двигателем не было или была агрессивная эксплуатация машины.

О надежности ДВС упрямо говорит факт превышения ресурса пробега мотора. При своевременном и качественном обслуживании мотор выхаживает до 400 тыс. км без серьезного ремонта.

Не маловажное значение в надежности играет такое понятие, как запас прочности. ВАЗ-2106 можно форсировать до 200 л. с.

При этом необходимо помнить, что такой тюнинг сводит на нет долговечность агрегата. Пробег снижается в десятки раз. Да и затраты по переделке мотора так же не копеечные. Любителям мощных моторов наиболее подходящим вариантом станет свап двигателя.

Еще один показатель надежности агрегата – его модернизация. На базе ВАЗ-2106 создано несколько версий этого мотора, которые использовались на различных моделях автомобилей ВАЗ.

Слабые места

ВАЗ-2106 имеет слабые места, присущие всем ВАЗовским двигателям. Необходимо заметить, что многие из них провоцируются самими автовладельцами.

Масложор. Возникает при использовании дешевых сортов масла. Последствия этого явления довольно серьезные, заканчивающиеся ощутимыми материальными затратами. Неисправности, вызываемые повышенным расходом масла – залегание колец, повышенный износ ШПГ. Путь устранения единственный – капитальный ремонт двигателя.

Перегрев. Причинами могут быть неисправный термостат, водяной насос или заклинивание вентилятора системы охлаждения. Вопрос решается их заменой.

Плавающие обороты. В основном эту неисправность вызывает засорившиеся жиклеры карбюратора или топливный фильтр. Уход за системой питания и использование чистого топлива исключают эту проблему.

Вибрация при работе мотора. Может возникать из-за износа или разрушения подушек двигателя, неправильно выставленного зажигания, образования нагара в камерах сгорания и по ряду других причин. Без диагностики в этом случае так же не обойтись.

Своевременное обнаружение и устранение выявленных неисправностей позволяет в разы уменьшить или полностью исключить их негативное воздействие на двигатель.

Ремонтопригодность

ВАЗ-2106 обладает высокой ремонтопригодностью. Это обусловлено простотой конструкции и чугунным блоком цилиндров. Кроме этого множество узлов и деталей можно использовать от других моделей ВАЗовских ДВС.

Действительно, проблем с поиском запчастей для ремонта не возникает. Их можно приобрести в любом специализированном магазине.

При покупке необходимо обратить внимание на производителя, проверить его подлинность. В настоящее время не составит большого труда приобрести поддельную деталь или узел.

Поставкой на российский рынок контрафактной продукции особенно славится Китай. В подобных махинациях замечены и наши производители.

Некоторые автолюбители приобретают запчасти на вторичке. Здесь кроется одна серьезная неприятность. Дело в том, что остаточный ресурс приобретенной таким образом детали определить невозможно. Одним словом, при такой покупке кому как повезет.

Для восстановления двигателя рекомендуется использовать только оригинальные запчасти. В этом случае ремонт будет произведен качественно и двигатель будет работать продолжительное время.

Перед началом капитального ремонта стоит рассмотреть вариант приобретения контрактного двигателя. Его стоимость начинается с трех тысяч рублей, но хороший рабочий мотор обойдется примерно в 30-40 тысяч.

С учетом высокой ремонтопригодности и взаимозаменяемостью большинства узлов и деталей от двигателей всего семейства ВАЗ двигатель можно с уверенностью назвать миллионником.

Какими двигателями оснащался ВАЗ 2103

Тюнинг двигателя FIAT-124 был проведён качественно, ведь в дальнейшем его серийное производство не прекращалось десятки лет. Конечно, были проведены рестайлинги, но костяк мотора оставался прежним. Особенность вазовского двигателя 2103 в том, что его вал ГРМ приводится в действие цепью, а не ремнём.

1,5-литровый силовой агрегат представляет собой третье из четырёх поколений классики. Это наследник двигателей 1,2 л ВАЗ 2101 и 1,3 л ВАЗ 21011. Он предшествовал созданию мощного 1,6-литрового агрегата ВАЗ 2106 и более современных инжекторных моторов для автомобилей с передним приводом. Все модификации двигателя ВАЗ 2103 отличались улучшенными техническими возможностями.

1,5-литровый силовой агрегат

Улучшенные показатели силового агрегата ВАЗ 2103 сразу заметны в особенностях конструкции. Мотор оснащён с другим блоком цилиндров — целые 215,9 мм вместо 207,1 мм. Это позволило увеличить рабочий объём до 1,5 л и поставить коленвал с увеличенным поршневым ходом.

Распредвал приводится в действие цепью без натяжителя. Он не предусмотрен, в связи с чем натяжение приходится регулярно проверять и настраивать.

  1. Периодической регулировке подлежат зазоры клапанов, так как ГРМ не оснащён гидрокомпенсаторами.
  2. Блок цилиндров чугунный, головка отлита из сплава алюминия.
  3. Распредвал стальной, имеет особенность — 1 необработанную шейку с шестью гранями.
  4. В паре с ним работает либо карбюратор с ВРОЗ (вакуумный регулятор зажигания), либо инжекторная система, но уже с соответствующим ГРМ — изменена конструкция ГБЦ.
  5. Насос подачи смазки расположен в картере двигателя.

Технические возможности двигателя таковы:

  • диаметр цилиндра вернули к значению 76 мм;
  • ход поршня увеличили на 14 мм;
  • объём двигателя в кубических сантиметрах стал равен 1452 куб. см;
  • с каждым цилиндром работает два клапана;
  • двигатель питается бензином с октановым числом АИ-92 и выше;
  • масло используется в пределах 5W-30/15W-40, его расход составляет 700г/1000 км пробега.

Интересно, что последующий двигатель ВАЗ 2106 получил уже цилиндры с увеличенным до 79 мм диаметром.

Поршни

Элементы ДВС ВАЗ 2103 изготовлены из алюминия, в разрезе они овального типа. Размер поршня сверху меньше, чем снизу. Это объясняет особенность измерения — оно проводится только в плоскости, которая перпендикулярна поршневому пальцу и находится на расстоянии 52,4 мм от низа.

Читайте также:  Замена задней части ваз 2109

По внешнему диаметру поршни ВАЗ 2103 классифицируются по 5, через каждые 0,01 мм. На 3 категории через 0,004 мм они делятся по диаметру отверстия под палец. Все данные о диаметрах поршня можно посмотреть на нижней части элемента — днище.

Для силового агрегата ВАЗ 2103 подходит тип поршня с диаметром 76 мм без выемки. А вот для моторов ВАЗ 2106 и 21011 этот показатель равен 79, поршень с выемкой.

Поршень с диаметром 76 мм без выемки

Коленчатый вал

Коленвал ВАЗ 2103 изготовлен из суперпрочного материала, имеет девять шеек. Все шейки основательно закалены на глубину 2–3 мм. В коленвале имеется специальное гнездо для установки подшипника.

Соединения шеек канальчатое. По ним поступает масло для подшипников. Каналы заглушены колпаками, запрессованными для надёжности в трёх точках.

Размеры полуколец и шеек коленвала.

  1. Полукольца имеют толщину 2,31–2,36 и 2,437–2,487 мм.
  2. Шейки коренные: 50,545–0,02; 50,295–0,01; 49,795–0,002 мм.
  3. Шейки шатунные: 47,584–0,02; 47,334–0,02; 47,084–0,02; 46,834–0,02 мм.

Маховик

Деталь чугунная со стальным зубчатым венцом, входящим в соединение с шестернёй стартера. Напрессовка венца — горячим способом. Зубья основательно закалены токами высокой частоты.

Крепление маховика осуществляется посредством 6 самоконтрящихся болтов. Расположение фиксаторов имеет только два положения по меткам. Центрирование маховика с коленвалом проводится через передний подшипник ведущего вала КПП.

Таблица: основные технические характеристики.

Объём двигателя 1450 см3
Мощность 75 л.с.
Крутящий момент 104/3400 нм
Газораспределительный механизм ОНС
Количество цилиндров 4
Количество клапанов на цилиндр 2
Диаметр цилиндра 76 мм
Ход поршня 80 мм
Степень сжатия 8.5

Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 2103 вместо штатного

Отечественные машины хороши тем, что при достаточном бюджете удастся воплотить практически любой задуманный проект. Даже при стыковке мотора с коробкой передач не возникает особых сложностей. Таким образом, на ВАЗ 2103 подойдёт практически любой силовой агрегат. Главное — он должен подходить по размерам.

Роторный двигатель

Роторно-поршневой двигатель

Дизельный мотор

Дизель стыкуют со штатной КПП ВАЗ 2103 с помощью переходной плиты, хотя передаточные числа моторов совсем не подходят.

  1. Езда с дизельным Фольксваген Джетта Мк3 будет не ахти какая удобная, особенно после 70–80 км/ч.
  2. Немногим лучше вариант с дизельным агрегатом от Форд Сиерры. В этом случае придётся изменить конструкцию тоннеля, установить редуктор от БМВ и внести ещё кое-какие изменения.

Моторы от иномарок

Вообще, двигатели зарубежного производства ставились и ставятся на ВАЗ 2103 часто. Правда, избежать дополнительных модификаций в этом случае не получается.

Неисправности мотора ВАЗ 2103

Наиболее частые дефекты, встречающиеся на двигателе:

Все эти неисправности связаны с различными причинами, о которых речь пойдёт ниже.

Двигатель перегревается

Перегрев двигателя

Тосол может и вытекать из системы. В этом случае налицо неисправность — нарушение целостности системы охлаждения. Пятна антифриза на полу гаража, в котором стояла машина, прямо указывают владельцу на утечку. Её важно своевременно устранить, иначе в бачке и системе не останется ни капли жидкости.

Причины утечки таковы.

Ещё одна причина перегревания мотора — неработающий вентилятор радиатора. На ВАЗ 2103 качество охлаждения лопастями двигателя крайне важно. Малейшее провисание ремня привода воздействует на него отрицательно. Но это не единственный повод для выхода элемента.

  1. Вентилятор может банально испортиться — сгореть.
  2. Из строя выходит предохранитель, отвечающий за электроцепь.
  3. На клеммах вентилятора окисляются контакты.

Наконец, перегрев ДВС может произойти из-за порчи термостата.

Стук двигателя

На ВАЗ 2103 стук двигателя определяется без специального оборудования, на слух. Берётся деревянный 1-метровый шест, который одним концом прикладывается к мотору в проверяемой части. Другая сторона шеста должна быть зажата в кулаке и поднесена к уху. Получается нечто вроде стетоскопа.

  1. Если стук прослушивается в зоне разъёма с масляным картером, он глухой, а частота зависит от амплитуды вращения коленвала — это стучат изношенные коренные подшипники коленчатого вала.
  2. Если звук прослушивается выше разъёма картера, он усиливается по мере увеличения оборотов ДВС — это стучат шатунные подшипники. Шум станет громче при поочерёдном отключении свечей зажигания.
  3. Если звук идёт с района цилиндров и лучше всего прослушивается на малых оборотах двигателя, а также под нагрузкой, это стучат поршни об цилиндр.
  4. Стук в зоне головки при резком нажатии на педаль акселератора говорит об изношенных поршневых гнёздах.

Дымит двигатель ВАЗ 2103

Как правило, одновременно с дымом мотор подъедает масло. Он может быть серого цвета, увеличиваться при повышении оборотов на холостом ходу. Причина связана с маслосъёмными кольцами, требующими замены. Возможно также, что не работает одна из свечей.

В некоторых случаях такое бывает из-за разрыва прокладки, недостаточной затяжки болтов головки блока. На старых моторах возможна трещина на головке блока.

Троит двигатель

Основными причинами троения являются: неисправные свечи, неправильно установленный момент зажигания, потеря герметичности в зоне впускного коллектора и т. д.

Троение двигателя

Ремонт двигателя

Наиболее простым способом ремонта силовой установки является замена расходников. Однако настоящее восстановление работы ДВС подразумевает его снятие, разборку и последующую установку.

Перед тем, как начать операцию, важно подготовить правильные инструменты.

  1. Комплект ключей и отвёрток.
  2. Оправка для центровки ведомого диска муфты.
  3. Специальное приспособление для снятия масляного фильтра.

Съёмник

Как снять двигатель

    Скинуть клеммы с аккумулятора.

Клеммы аккумулятора

Стартер

Теперь надо будет подготовить защиту для кузова — установить деревянный брусок между мотором и кузовом. Он подстрахует на случай возможного повреждения.

  1. Скинуть топливный шланг.
  2. Отсоединить проводку генератора.
  3. Отвернуть фиксаторы подушек опор.
  4. Обернуть ДВС стропами, отвести мотор в сторону и назад, убрать брусок.
  5. Поднять моторную установку и вывести за пределы капота.

Снятие двигателя

Замена вкладышей

Они представляют собой тонкие полукруглые пластинки из стали, и являются обоймами для подшипников.

Вкладыши невозможно ремонтировать, так как они имеют чёткий размер. Менять детали приходится из-за физического износа, так как со временем поверхности истираются, появляется люфт, который важно своевременно устранить. Ещё одной причиной замены является проворачивание вкладышей.

Вкладыши

Замена поршневых колец

Вся процедура по замене поршневых колец сводится к трём действиям:

  • снятию навесного оборудования и ГБЦ;
  • проверкой состояния поршневой группы;
  • установке новых колец.

При наличии съёмника снятие старых колец с поршня не вызовет никаких сложностей. Если инструмента нет, то можно попробовать тонкой отвёрткой разжать кольцо и вынуть. В первую очередь снимается маслосъёмное кольцо, затем компрессионное.

Старые кольца

Вставлять новые кольца надо с помощью специальной оправки или обжимки. Сегодня они продаются в любом автомагазине.

Ремонт маслонасоса

Масляный насос — важнейший узел системы смазки двигателя ВАЗ 2103. С его помощью осуществляется перекачка смазки с картера по всем каналам. Первым признаком неисправности насоса становится снижение давления, а причиной — забитый маслоприёмник и засорённый картер.

Ремонт маслонасоса сводится к сливу масла, снятию поддона и промыванию маслоприёмника. Среди других причин неисправности узла выделяют поломку корпуса насоса. Для восстановления детали используются специальные инструменты, такие как ударная отвёртка, паяльник, набор гаечных ключей и отвёртка.

Видео: про ремонт двигателя ВАЗ 2103

Двигатель ВАЗ 2103 и его модификации считаются одними из лучших в классе. Однако и они со временем требуют проведения ремонта и замены составляющих.

На протяжении всей своей истории ВАЗ 2105 сходили с конвейера с пятью разными двигателями:

Они отличались не только техническими характеристиками, но и типом конструкции, видом потребляемого топлива, а также способом подачи его в камеры сгорания. Рассмотрим каждый их этих силовых агрегатов в деталях.

Внешний вид двигателя ВАЗ 2105

Двигатель ВАЗ 2101

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2101

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-92
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Объем силового агрегата, см 3 1198
Диаметр цилиндра, мм 76
Амплитуда движения поршня, мм 66
Величина крутящего момента, Нм 89,0
Мощность агрегата, л.с. 64

Двигатель ВАЗ 2105

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2105

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-93
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Объем силового агрегата, см 3 1294
Диаметр цилиндра, мм 79
Амплитуда движения поршня, мм 66
Величина крутящего момента, Нм 94,3
Мощность агрегата, л.с. 69

Двигатель ВАЗ 2103

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2103

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-91, АИ-92, АИ-93
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Объем силового агрегата, см 3 1,45
Диаметр цилиндра, мм 76
Амплитуда движения поршня, мм 80
Величина крутящего момента, Нм 104,0
Мощность агрегата, л.с. 71,4

Двигатель ВАЗ 2104

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 2104

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-95
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Распределённый впрыск
Объем силового агрегата, см 3 1,45
Диаметр цилиндра, мм 76
Амплитуда движения поршня, мм 80
Величина крутящего момента, Нм 112,0
Мощность агрегата, л.с. 68

Двигатель ВАЗ 21067

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 21067

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Бензин АИ-91, АИ-92, АИ-93
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Объем силового агрегата, см 3 1,57
Диаметр цилиндра, мм 79
Амплитуда движения поршня, мм 80
Величина крутящего момента, Нм 104,0
Мощность агрегата, л.с. 74,5

Двигатель БТМ 341

Таблица: основные характеристики двигателя БТМ 341

Наименование характеристики Показатель
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров 4
Вид топлива Дизельное топливо
Количество клапанов 8
Способ подачи топлива в цилиндры Непосредственный впрыск
Объем силового агрегата, см 3 1,52
Величина крутящего момента, Нм 92,0
Мощность агрегата, л.с. 50

Двигатель ВАЗ 4132

Таблица: основные характеристики двигателя ВАЗ 4132

Наименование характеристики Показатель
Способ подачи топлива в цилиндры Карбюраторный
Вид топлива АИ-92
Объем силового агрегата, см 3 1,3
Величина крутящего момента, Нм 186,0
Мощность агрегата, л.с. 140

Какой двигатель можно установить на ВАЗ 2105 вместо штатного

Двигатель Фиат Аргента

Любители моторов помощней могут попытаться поставить силовой агрегат от Митсубиши Галант или Рено Логан объёмом от 1,5 до 2,0 см 3 . Здесь, конечно, придётся менять крепления под сам двигатель и под коробку переключения передач, однако, если все сделать правильно, результат вас удивит. Но важно не переусердствовать, ведь каждый кузов рассчитан на определённую нагрузку, в том числе и на мощность двигателя.

Роторный двигатель

Основные неисправности двигателей ВАЗ 2105

Если не брать в учёт силовые установки БТМ 341 и ВАЗ 4132, двигатели ВАЗ 2105 мало чем отличаются друг от друга. Они имеют аналогичную конструкцию, а, следовательно, неисправности у них возникают одинаковые. Основными признаками того, что мотор вышел из строя, являются:

  • невозможность его запуска;
  • нестабильная работа на холостом ходу;
  • нарушение нормального температурного режима (перегрев);
  • падение мощности;
  • изменение цвета выхлопа (белый, сизый);
  • возникновение посторонних шумов в силовом агрегате.

Давайте выясним, о чём могут свидетельствовать перечисленные симптомы.

Невозможность запуска двигателя

Силовой агрегат не запустится при:

  • отсутствии напряжения на свечах зажигания;
  • неполадках в системе питания, которые препятствуют поступлению топливно-воздушной смеси в цилиндры.

Отсутствие искры на электродах свечей может быть обусловлено неисправностью:

  • самих свечей;
  • высоковольтных проводов;
  • распределителя зажигания;
  • катушки зажигания;
  • прерывателя (для автомобилей с контактным зажиганием);
  • коммутатора (для машин с бесконтактным зажиганием)
  • датчика Холла (для автомобилей с бесконтактной системой зажигания);
  • замка зажигания.

Топливо может не поступать в карбюратор, а оттуда в цилиндры в связи с:

  • засорением топливного фильтра или топливопровода;
  • неисправностью топливного насоса;
  • непроходимостью входного фильтра карбюратора;
  • неисправностью или неправильной регулировкой карбюратора.

Нестабильная работа силового агрегата на холостых оборотах

Нарушение стабильности работы силового агрегата на холостом ходу может свидетельствовать о:

  • неисправности электромагнитного клапана карбюратора;
  • выходе из строя одной или нескольких свечей зажигания, пробое изоляции или нарушении целостности токоведущей жилы высоковольтного провода;
  • пригорании контактов прерывателя;
  • неправильной регулировке количества и качества горючего, используемого для образования топливно-воздушной смеси.

Перегрев

Нормальная температура работающего двигателя ВАЗ 2105 составляет 87–95 0 С. Если её показатели превышают предел в 95 0 С, двигатель перегревается. Это может привести не только к прогоранию прокладки блока цилиндров, но и заклиниванию подвижных деталей внутри силового агрегата. Причинами перегрева могут быть:

  • недостаточный уровень охлаждающей жидкости;
  • некачественный тосол (антифриз);
  • неисправный термостат (зацикливший систему на малом круге);
  • засорённый (забитый) радиатор охлаждения;
  • воздушная пробка в системе охлаждения;
  • поломка вентилятора охлаждения радиатора.

Снижение мощностных характеристик

Мощность двигателя может снижаться при:

  • использовании некачественного топлива;
  • неправильно выставленном моменте и угле опережения зажигания;
  • пригорании контактов прерывателя;
  • нарушении регулировок качества и количества топлива, используемого для образования горюче-воздушной смеси;
  • износе деталей поршневой группы.

Изменение цвета выхлопа

Причинами густого белого или сизого выхлопа являются:

  • прогорание (пробой) прокладки головки блока цилиндров;
  • повреждение (трещина, коррозия) головки блока цилиндров;
  • износ или повреждение деталей поршневой группы (стенок цилиндров, поршневых колец).

Стуки внутри двигателя

Работающий силовой агрегат издаёт множество различных звуков, которые, сливаясь, образуют приятное урчание, свидетельствующее о том, что все узлы и механизмы работаю слаженно. Но если вы услышите посторонние шумы, в частности, стуки, это должно вас насторожить. Они являются верным признаком серьёзной неисправности. В двигателе подобные звуки могут издавать:

  • клапаны;
  • поршневые пальцы;
  • шатунные подшипники;
  • коренные подшипники;
  • цепь привода газораспределительного механизма.

Клапана стучат вследствие:

  • нерегулированного увеличения теплового зазора;
  • износа (усталости) пружин;
  • износа кулачков распредвала.

Стук поршневых пальцев, обычно, возникает при нарушении регулировки угла опережения зажигания. Топливно-воздушная смесь при этом воспламеняется раньше положенного времени, что и провоцирует возникновение детонации.

Неисправные шатунные и коренные подшипники коленчатого вала также являются причиной посторонних шумов в двигателе. Когда они изнашиваются, увеличивается зазор между подвижными элементами коленвала, из-за чего возникает люфт, сопровождающийся высокочастотным стуком.

Что касается цепи привода газораспределительного механизма, то посторонние звуки она может создавать в случаях её растяжения и неисправности успокоителя.

Ремонт двигателя ВАЗ 2105

Большинство неисправностей силового агрегата можно устранить, не снимая его с автомобиля. Особенно, если они касаются систем зажигания, охлаждения или питания. Но если речь идёт о неполадках в системе смазки, а также о выходе из строя элементов поршневой группы, коленчатого вала, то тут без демонтажа не обойтись.

Снятие двигателя

Демонтаж силового агрегата — процесс не столько трудоёмкий, сколько требующий специального оборудования, а именно тельфера или другого приспособления, которое позволит вытянуть тяжёлый двигатель из моторного отсека.

Электротельфер

Кроме тельфера также потребуются:

  • гараж со смотровой ямой;
  • набор гаечных ключей;
  • набор отвёрток;
  • сухая посудина объёмом не меньше 5 л для слива охлаждающей жидкости;
  • мел или маркер для создания меток;
  • пара старых одеял или покрывал для защиты лакокрасочного покрытия передних крыльев при демонтаже мотора.

Чтобы снять двигатель необходимо:

  1. Загнать автомобиль на смотровую яму.
  2. Полностью снять капот, предварительно пометив маркером или мелом контуры навесов. Это необходимо для того чтобы при его установке не мучиться с выставлением зазоров.
  3. Слить охлаждающую жидкость с блока цилиндров.

Сливная пробка

Патрубки системы охлаждения

Шланги топливопровода

Приемная труба

Верхнее крепление КПП к двигателю

Нижнее крепление КПП к двигателю

Защитный кожух

Опора двигателя

Извлечение двигателя из моторного отсека

Видео: снятие двигателя

Замена вкладышей

Чтобы произвести замену вкладышей, необходимо:

  1. Очистить силовую установку от пыли, грязи, масляных потёков.
  2. Используя шестигранный ключ на 12, открутить сливную пробку и слить масло из поддона.

Пробка для слива масла из поддона

Крепления крышки клапанов

Стопорная шайба болта крепления звезды распредвала

Болт крепления звезды распредвала

Натяжитель цепи ГРМ

Крышки шатунов

Шатунные вкладыши

Коренные вкладыши

Видео: установка вкладышей

Замена колец

Чтобы произвести замену поршневых колец, выполните п.п. 1–14 предыдущей инструкции. Дальше необходимо:

  1. По очереди вытолкать поршни из цилиндров вместе с шатунами.
  2. Тщательно очистить поверхности поршней от нагара. Для этого можно использовать керосин, мелкую наждачную бумагу и сухую тряпку.
  3. При помощи отвёртки снять старые кольца.

Поршневые кольца

Оправка для поршневых колец

Дальнейшая сборка двигателя производится в обратном порядке.

Видео: установка поршневых колец

Ремонт маслонасоса

Чаще всего маслонасос выходит из строя по причине износа его крышки, ведущей и ведомой шестерён. Устраняется подобная неисправность путём замены изношенных деталей. Для ремонта маслонасоса необходимо:

  1. Выполнить п.п. 1–3 первой инструкции.
  2. Используя ключ на 13, открутить 2 болта крепления маслонасоса.

Маслонасос ВАЗ 2105

Патрубок маслозаборника

Редукционный клапан

Крышка масляного насоса

Сетка маслозаборника

Видео: ремонт масляного насоса

Как видите, самостоятельный ремонт двигателя ВАЗ 2105 не представляет особой сложности. Он может быть осуществлён в условиях собственного гаража без привлечения специалистов.

Именно в седьмом десятилетии прошлого столетия, а если быть точным, то ровно 46 лет назад впервые увидели свет отечественные автомобили. С этой точки отсчета и начали практически полувековую историю двигатели Ваз, устанавливающиеся на детища советского, а затем и российского автопрома родом из Тольятти.

Описание двигателей ВАЗ:

Соответственно, и первый из двигателей Ваз изначально был лишь доработкой предшественника, своеобразный тюнинг двигателя Ваз.

Были изменены характеристики двигателей Ваз:

Дальнейший тюнинг двигателя Ваз заключался в усилении трансмиссии, что понравилось итальянским инженерам, и позже советские доработки они стали применять и на своих агрегатах.

Позже началось распространение экспорта, и впервые роторный двигатель на Ваз появился на автомобилях, отправляемых в соседние государства.

Это было первым удачным экспериментом, но ввиду сложности ремонта такого агрегата и практического отсутствия запчастей, со временем такие виды моторов стали не востребованы. Хотя аналитики прогнозировали хорошее будущее у агрегатов такого типа, стоило лишь правильно наладить рынок запасных частей.

Мотор ВАЗ 2103

С конца 70-х годов на автомобилях, выпускаемых по спецзаказу, к примеру, для некоторых подразделений милиции, появился совершенно новый силовой агрегат, имеющий иные технические характеристики, в отличие от других двигателей Ваз.

Такие показатели стали возможными вследствие ряда изменений:

  • Объем увеличился до 1500 см3 ;
  • ход поршня увеличился на 14 мм;
  • максимальная мощность стала 77 л. с. ;
  • впервые определился крутящий момент. На этом типе двигателя Ваз он стал 104/3400.

Блок цилиндров выполнен из специального чугунного сплава, головка блока – алюминиевая. Эти правила были обязательными для всех типов моторов, а принципиальное отличие было в диаметре цилиндров. Если у агрегатов 21011, 2105 и 2106 он был в пределах 79 мм, то в 2103 он стал 76 мм.

Еще одна положительная особенность этой модели состоит в возможности установки коленвала 21213, который имеет идентичные параметры, но улучшенные технические характеристики двигателя Ваза.

Ко всему, на 2103 может устанавливаться как классическое зажигание, так и бесконтактное. Переборка двигателя не составляла особого труда для специалистов, а доступность запчастей в плане наличия и ценовой политики не заставляла владельца долго выискивать места и средства приобретения.

Мотор Ваз 2106

Эстафету у мотора, который стал настоящим прорывом на советском рынке, принял двигатель Ваз 2106 .

Он стал естественной доработкой 2103 с целью повышения технических характеристик двигателей Ваз в сторону мощности.

Инженеры достигли ее:

Но особой симпатии среди владельцев, как и в свое время роторные двигатели на Ваз при экспорте, мотор 2106 не нашел, поскольку владельцы 2103, 2121, 2107 старались подбирать именно более надежный двигатель Ваз 2103.

Это обусловливалось меньшей жизнеспособностью 2106, нестабильностью работы при использовании топлива более низкого качества. Самым печальным исходом было прогорание клапанов и агрегат требовал капитального ремонта в этих случаях намного чаще, чем 2103.

Мотор Ваз 21083

Перед тем, как рассмотреть характеристики на двигателях Ваз совершенно нового принципа, стоит уделить внимание и таким переходным агрегатам, как 2108, 2110 и 2111, поскольку именно с них началась эра впрыска топлива инжектором и рождение переднего привода.

Оба этих мотора устанавливаются на моделях 2108, 21083, 2109, 21099, поэтому в настоящее время очень популярна замена старого карбюраторного мотора на инжекторный, ввиду многочисленности плюсов последнего.

Мотор Ваз 2111

Мотор 2111, как и его наследники 2112, 21114, 21124,21118 устанавливаются на моделях авто 2108, 2109 , 21099, 2110 , 2111, 2112, 2114 , 2115 в их различных модификациях, а так же на Lada Kalina. Многие владельцы старых карбюраторных авто, не изменяя своим любимцам, попросту ставят новый инжекторный агрегат в свои машины, чем продлевают им жизнь не на один десяток лет.

  • В пятнадцатилетний период эти агрегаты изменили свой объем от 1500 см3до 1800, а мощность увеличена на 20 л. с. И если мотор 2111 – это своеобразная модификация 21083 и 2110, отличающаяся дополнительными крепежными отверстиями для генератора, модулем зажигания и датчиком детонации, то, к примеру, двигатель Ваз 21124 – принципиально другой агрегат. Чиповый тюнинг двигателя Ваз берет распространение именно от него.
  • Единственный спорный момент в особенности этих двигателей Ваз заключается в увеличении количества клапанов с 8 до 16. И если задаваться вопросом, на каких же двигателях гнет клапана при обрыве ремня ГРМ, то нужно запомнить лишь одну модификацию двигателя: 2112, несмотря на то, что это один из самых распространенных для тюнинга двигатель Ваз.
  • Ко всему, двигатель Ваз 2112 имеет совершенно иные характеристики среди двигателей Ваза и иные типовые параметры работы инжекторных двигателей Ваз. В отличие от 2111, здесь увеличена мощность до 93 л. с. (2111 – 78), крутящий момент 127/3700 (115/3000), при уменьшенном объеме с 1600 до 1500 см3.
  • Здесь же появляется еще один распредвал, а также иная система подачи воздуха в цилиндры. Этот мотор, естественно, стал более мощным, но водителю скорее подойдет более спокойный и экономичный стиль езды ввиду крутящего момента на низких оборотах.
  • Отличие более поздних 21114 и 21124 заключаются в том, что у них была увеличена высота блока цилиндров на 2 мм, и ход коленвала с 71 вырос до 75,5. Эти технические характеристики определили добавление объема в двигатель Ваз до 1600 см3.
  • Плюс ко всему, немного видоизменилась топливная система с рампой форсунок, изживается магистраль возврата топлива, установлен каталитический нейтрализатор.
  • Принципиально новая система зажигания теперь представляет собой четырехвыводную катушку, а не модуль зажигания, как на 2111. Качество такого зажигания, безусловно, лучше, но могут появиться некоторые проблемы при заводе зимой, но это только с непривычки.

Чаще всего при выборе авто, учитывая технические характеристики, владельцы стараются избегать этот агрегат, но это делают лишь те, кто не очень кропотливо относится к уходу за мотором, так как избежать неприятностей можно своевременной заменой ремня, и к покупке этой части стоит относиться более ответственно.

При выборе ремня доверять можно только проверенному производителю, информацию о котором можно узнать в сети или же от знакомых, так как доверять продавцам в магазинах на 100% нельзя. Не исключены частые подделки известных фирм, что приводит к недооценке того или иного ремня. Соответственно, как минимум в срок, положенный по стандартным характеристикам ремень просто обязан проверяться владельцем.

Тюнинг

Примечательно, что тюнинг двигателя Ваз, как и его ремонт посилен любому владельцу, который имеет хотя бы небольшие познания в том, какие технические характеристики у двигателей Ваз, и сталкивался с ремонтом или переборкой мотора.

Но здесь стоит выбор между экономичностью и мощностью. Немаловажными являются знания о том, на каких двигателях гнет клапана. Подходы к ним весьма сложны.

Самым распространенным является такой тюнинг двигателя Ваз, при котором увеличиваются выходные параметры. К примеру, установка нового распредвала с регулируемым шкивом, замена шатунов и поршней для увеличения рабочего объема.

Ну а для того, чтобы мощность реализовалась в динамические данные авто, изменяют передаточные числа коробки передач. Это самый бюджетный тюнинг двигателя Ваз без посторонних вмешательств во вспомогательные агрегаты, несмотря на то, что этот самый тюнинг может быть намного обширнее.

При этом стоит помнить, что любое увеличение мощности приводит к дополнительному расходу топлива и уменьшает ресурс агрегата, соответственно, он требует повышенного внимания к уходу и замене расходных материалов. Поэтому к вопросу о тюнинге нужно подходить кропотливо и желательно, чтобы в этом принимал участие человек хорошо разбирающийся в этом.

Обобщая, можно сказать, что все двигатели этого семейства (2101 — 2130) разработаны на базе глубокого модернизированного мотора FIAT-124. Изменения, проведенные отечественными конструкторами, касались верхнего распределительного вала и межцентровых расстояний цилиндров.

Технические характеристики

ПАРАМЕТР ЗНАЧЕНИЕ
Объем цилиндров (рабочий), см3 1452
Максимальная мощность, л. с. (при 5600 об/мин.) 71.4
Максимальный крутящий момент, Н.м (при 3400 об/мин.) 104
Количество цилиндров 4
Количество клапанов на цилиндр 2
Общее количество клапанов 8
Диаметр цилиндра, мм 76
Ход поршня, мм 80
Подача топлива Карбюратор или инжектор
Степень сжатия 8.5
Вид горючего АИ-92
Расход горючего, л./100 км (город/трасса/смешанный режим) 9,4/6,9/8,9
Система смазки Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Применяемое масло 5W-30, 5W-40, 10w-40, 15W-40
Объем масла в картере, л 3.75
Система охлаждения Жидкостная, замкнутого типа, с принудительной циркуляцией
Габаритные размеры, мм 565х541х665
Вес, кг 120.7
Моторесурс, тыс. час. (завод/практика) 125/200

Силовой агрегат устанавливался на автомобилях ВАЗ: 21023, 2103, 21043, 21053, 21061, 2107 , 2121.

Описание

Агрегат представляет собой классический вариант мотора с верхним расположением газораспределительного механизма.

Распределительный вал приводится в действие цепным приводом, причем натяжитель цепи не предусмотрен. В связи с этим, натяжение цепи необходимо регулярно проверять и регулировать. Кроме того регулировать нужно и зазоры клапанов, так как газораспределительный механизм не имеет гидрокомпенсаторов.

  • Блок цилиндров изготавливается из чугуна, а его головка отливается из алюминиевого сплава. Распределительный вал выполнен из стали и отличается от других моделей наличием одной необработанной шейки, которая имеет форму шестигранника.
  • Карбюратор, который устанавливается на двигатель ВАЗ 2103, оснащен распределителем с вакуумным регулятором опережения зажигания. После появления инжекторных силовых агрегатов, на мотор стали устанавливать измененную головку блока цилиндров с соответствующим газораспределительным механизмом.
  • Для работы водяного насоса (помпы) используется привод с клиновидным ремнем, имеющим сечение 10х8 мм.
  • Подача масла из картера во внутренние каналы блока цилиндров и к парам трения осуществляется с помощью масляного насоса, размещенного в картере силового агрегата.
  • На двигателе 2103 устанавливалась как классическая, так и бесконтактная система зажигания.

Техническое обслуживание

Двигатель ВАЗ 2103 обладает высокой степенью унификации на уровне деталей и сборочных единиц, в связи с чем его ремонт, связанный с заменой комплектующих, не вызывает никаких трудностей.

Как и все силовые агрегаты ВАЗ того времени, моторы ВАЗ 2103 требуют достаточно сложного и трудоемкого технического обслуживания. При проведении регламентных работ необходимо:

  1. Через каждые 10-15 тыс. км пробега проверять и при необходимости регулировать: натяжение цепи привода газораспределительного механизма; зазоры клапанов в головке блока цилиндров;
  2. Регулярно очищать и регулировать карбюратор.
  3. После каждых 10 000 км пробега менять моторное масло.
  4. Регулярно проверять мотор на наличие протечек охлаждающей жидкости и моторного масла.

По мнению многочисленных владельцев автомобилей с двигателями ВАЗ 2103 этот силовой агрегат является одним из самых неприхотливых и надежных среди всех моторов семейства классических моторов.

Единственное условие – тщательное регулярное обслуживание и эксплуатация в режимах, рекомендованных руководством по эксплуатации автомобиля. При выполнении этого требования моторесурс двигателя 2103 может достигать 300 тыс. км.

Неисправности

Двигателю 2103 свойственны такие же неисправности, как и для других классических моторов ВАЗ. Чаще всего встречаются:

Встречаются и другие неисправности при эксплуатации двигателей ВАЗ 2103. В общем случае диагностику неисправностей мотора лучше проводить в условиях специализированного СТО.

Тюнинг

Добавить мощности мотору 2103 можно различными способами:

Самый простой способ – расточить цилиндры до диаметра 79 мм. Это позволит увеличить их общий объем до 1,6 литров. Установка поршней диаметром 79 мм позволяет поднять мощность до 75 л. с. При этом крутящий момент составит 115 Нм при 3 000 об/мин.

Similar Posts:

Adblock
detector